С F.E.A.R. 3 произошла интересная история: издатель ответственно прорекламировал игру («а еще у нас Джон Карпентер
декорации ставит!»), в результате чего третьей частью умеренно
интересовались даже те, кто неприкрыто позевывал на голливудских уровнях
сиквела. Предыдущие части серии - холодные, немногословные шутеры с
гениальной стрельбой, которые запомнились в первую очередь своим бытовым
колоритом и обаятельной мертвой девочкой в роликах. Когда герой (в
первой части им был оперативник с позывным «Пойнтмен», в триквеле
задействован снова он) давал залп дроби по россыпи офисной канцелярии,
хотелось аплодировать. Вместе с этим никто, кажется, толком и не
вспомнит, чего там было еще. Именно это и были призваны исправить
талантливые люди со стороны, вроде Карпентера.
Как оказалось, в основном приглашенные звезды распылили силы как раз на
запоминающиеся уровни, а уже в их пределах геймдизайнеры разыграли
стандартный тир в камуфляже. Единственное серьезное отличие от
многочисленных бестолковых DLC первой части - плоть игровой механики:
поскольку героев два (Пойнтмен сотрудничает с призраком кровного брата
Феттела, которого сам когда-то и прикончил), тут у нас кооператив на
пару человек.
Если вам вдруг лень подключать второй геймпад (или тратить деньги на
золотую подписку в X-Live), будьте готовы к облегченной и серой версии Bulletstorm:
немногословный Пойнтмен форсирует склады и узкие улицы (самое
оригинальное решение дизайнеров - приют сектантов в гипермаркете) и
бесконечно стреляет, получая очки. Посидели за укрытием - вот вам очки.
Попали пять раз в голову - очки. Впечатали кому-то ногой в прыжке -
очки. Суть этих очков в том, чтобы поднимать уровень за уровнем.
Например, получив второй уровень, мы можем делать подкат, чего не умели
на первом. И так далее. (Что-то вроде ачивментов, да?)
Простота и бессмысленность порой просто зашкаливает, а на знаменитые
тактические операции противников (отменный искусственный интеллект был
небьющимся козырем самой первой игры) стало попросту больно смотреть:
прежде чем обойти вас с фланга противники трижды подумают, а потом,
скорее всего, умрут от брошенной гранаты - вытерпеть не получилось!
Задатки беспощадного и глупого экшена проклюнулись еще во второй серии,
где враги с огнеметами весело взрывались от выстрелов по газовым
баллонам и уносили с тобой товарищей. Но апофеоз наступил именно сейчас,
когда в одной из сильнейших сцен сектанты-смертники, сверкая
взрывчаткой на груди, смело превращают в месиво ближайших
коллег-сослуживцев.
В условиях подобной неизобретательности куда-то выветрилось все непростое обаяние F.E.A.R.
Гротескные сцены псевдояпонской бойни (когда роботы, бок о бок с
клонами-солдатами, крепко жахают ракетами) почему-то подвинулись под
грузом стандартных сцен-зачисток. От блестящих видеовставок остались
какие-то обрывки с изображениями детских площадок. Мирных эпизодов с
прогулками по жутким комнатам нет вообще, а все, что разработчикам
удалось выдавить из голой боевой механики - короткие спецназ-зарисовки в
духе шутера SWAT.
У тех, кто стоически выдержит всю одиночную кампанию, в какой-то момент
обязательно екнет в груди. Выяснится вдруг, что в кооперативе нам
предлагают абсолютно тоже самое...но в несколько раз увлекательнее и
красочнее. В плане совместной игры 1 Day Studios пошли
по проверенному пути, привинтив многопользовательское лобби к той же
самой сюжетной линии. Эффект удивительный: взяв на себя управление одним
из двух героев мы выясняем, что уровни в игре - просторные, с
развилками (даже при условии пустоголовых врагов есть намеки на
тактику), а вовсе не тесные и скучные как казалось когда-то.
Что наградные баллы серьезно повышают некоторые характеристики, и что
характеристики эти имеют большое значение - замедлять время, например,
критически необходимо в мультиплеере, куда идти лучше сразу с
прокачанным героем. Наконец, что фильтровать помещения от мусора вдвоем
гораздо эффективнее и эффектнее - Феттел, помимо прочего, умеет взрывать
чужих солдат плазмой и вселяться в их тела.
Но главное, именно в кооперативе, где раздражающих факторов на порядок
меньше, находится время заметить интересную вещь - авторы, на самом
деле, довольно талантливые люди, не уступающие кое-где Monolith. Помимо крепкого шутерного стержня,
обладает действительно талантливыми сценами, одна из которых, для
примера, F.E.A.R. 3 происходит в отделе электроники городского магазина, где в
свете включенных ТВ трудно выследить врага. А через несколько минут
после этого, в одной из окрестных морозильных комнат, вы удивленно
будете наблюдать, как свиные туши мирно покачиваются на крюках...рядом с
тушами людей.
Списать немногочисленные вау-моменты на мимолетные всплески фантазии не
позволяет разнообразный мультиплеер. Тут все тоже более чем пристойно, а
иные режимы натурально хлещут выдумкой. Один из таких - Soul Survivor,
где «одинокой душе» необходимо вселяться в ботов, после чего
последовательно класть на лопатки друзей-оперативников. Или исконно
кооперативный Fucking Run, в котором за вами и вашими друзьями следует
смертельная стена тумана, потихоньку жрущая членов отряда прямо в разгар
боя. А из более стандартного можно вспомнить неплохую вариацию
зомби-режима из последних Call of Duty.
Говоря о том, что 1 Day Studios очень старались сделать F.E.A.R. 3
максимально кинематографичной и даже позвали в проект известного
режиссера, нельзя удержаться от соблазна иронично подметить, что на
один-то фильм игра точно похожа. Это абсурдная комедия «Любовь и смерть» Вуди Аллена.
В ней, если кто не в курсе, известный комик блестяще издевается над
«широкой и загадочной русской душой», разложив ее на составные части:
вот балалайки, вот усатые помещики, а вот музыка Сергея Прокофьева. Похожей сатирой занимались и авторы третьей F.E.A.R. .
Вот дробовик, вот полчища солдат, вот гной на потолке, вот девочка
Альма в роликах крутится, вот гнусный телепат Пакстон Феттел, - очень
похоже на первые части! И эта попытка, благодаря талантливой
многопользовательской части, обернулась не самым худшим образом. Хотя,
раздумывая между текущим вариантом и пустым шутером про гениальную
стрельбу, мы бы однозначно выбрали второе, ведь оно, как минимум, не в
духе Вуди Аллена.
|